Марк Ходжс
перевод мой © www.mashka-inc.narod.ru
Пока компьютерщики создают виртуальные среды, гуманитарии и социологи начинают размышлять о возможном воздействии современных технологий на массовую культуру.
В эссе под названием «Виртуальное тело в киберпространстве» Анна Бальсамо, ассистент профессора школы литературы, коммуникации и культуры института технологии Джорджии, исследует влияние виртуальной реальности (ВР) на формирование образа тела человека.
Киберпространство представляет собой электронное пространство, или сеть, состоящее из виртуальных сред. Индивиды «погружаются» в эти среды при помощи перчаток, снабженных сенсорными датчиками, шлемов с визуальными дисплеями и специальных костюмов. Многие предлагаемые ВР приложения имеют практическое применение, например, модули для тренировки пилотов. Однако использование их в развлекательных целях предлагает новый способ проникновения в трехмерный фантастический мир.
Виртуальные путешествия все больше становятся самым обычным делом, и Бальсамо ставит вопрос: какие тела существуют в киберпространстве? Для большинства существующих приложений ответ звучит так: «Никаких тел там нет». Виртуальные среды обычно производят опыты «вне тела», при котором подавляются все ощущения, кроме визуальных. Как объясняет Бальсамо, «… пользователь переживает ВР посредством пристального взгляда, освобожденного от телесной оболочки, - плавно движущейся «перспективы», - что имитирует движение бестелесного «глаза» камеры».
В будущем многие приложения дадут возможность пользователям присваивать себе некие электронные тела, чтобы взаимодействовать с виртуальными телами других людей, путешествующих в киберпространстве. Защитники ВР полагают, что эти технологии предоставят возможность преодоления индивидуальных физических и культурных ограничений пользователя – либо путем воплощения того (и даже большего!), о чем могли мечтать эти люди с их физическими телами, либо же путем использования их виртуальных тел для экспериментов с различными концепциями самоидентичности.
Согласно Бальсамо, это требование отражает «традиционный культурный нарратив: возможность трансценденции, посредством которой физическое тело и его социальные значения могут быть технологически нейтрализованы». Она сомневается в его обоснованности по нескольким причинам. Во-первых, она доказывает, что данные о реконструировании актуального тела – посредством пластической хирургии или бодибилдинговых комплексов – предполагают очевидное предпочтение в пользу усиления, расширения общепринятых гендерных и расовых параметров красоты, силы и сексуальности. «Имеется достаточно оснований полагать, что реконструированное тело не гарантирует реконструированной культурной идентичности, - пишет Бальсамо. – Как и «свобода от тела» не подразумевает осуществления «свободы быть» другим телом, иметь любое другое тело, отличное от того, которым мы уже наслаждаемся или желаем».
Она также подчеркивает своеобразное повышение гендерного консерватизма среди ранних приверженцев ВР. В киберпанковской субкультуре (фантастическая литература которой популяризовала перспективы жизни в киберпространстве) герои непременно мужского пола и «контекстуально» белые, замечает автор. Женщины часто изображаются как «красивые, сексуальные и иногда… необычайно сильные». Таким образом, тела, наиболее часто описываемые в киберпространстве, демонстрируют общераспространенные «маркеры» желательности как пола, так и расы. Технология ВР, позволяя избежать некоторых ограничений физического тела, в то же время не может изменить чувства идентичности или культурной перспективы.
Как исследователь массовой культуры, Бальсамо считает, что технологии ВР предлагают действенное средство для обнаружения предпочтений и конфликтов, доминирующих в обществе. Кроме этого, она полагает, что ВР приведет к перепроверке ограниченности человеческого тела. Столетиями авторы обсуждали то, как смертное, обремененное физически тело ограничивает наш опыт. Виртуальная реальность, говорит Бальсамо, требует заново осмыслить то, насколько далеко могут реально простираться «тела». «Технологии расширенной визуализации уже не позволяют нам продолжать думать о материальном теле как об ограниченной целостности, - пишет она. - Виртуальные среды предоставляют новые подмостки для инсценировки тела».
Оригинал на инглише на http://www.eff.org//Net_culture/Cyborg_anthropology/vr_and_human_body
в приёмную
Бодрийяр и Голливуд, Джим Ровира
|