Золотое
правило знатока: высказывание всегда
выигрывает, если оно произнесено на непонятном
слушателям языке. Почему-то это особенно справедливо в
отношении немецкого языка. Примеры:
Zeitgeist — дух времени, общепринятая точка зрения, которая превалирует в определенный момент времени (если вообще какая-нибудь превалирует).
Weltanschauung
— мировоззрение. Вставляя в свою речь время
от времени это слово, вы произведете на слушателей большое впечатление:
«Такие вещи способны перевернуть весь Weltanschauung».
Erkenntnis — знание; кроме того, название журнала,
выпускавшегося в Вене логическими позитивистами
Отто Нейратом, Карлом Гемпелем,
Рудольфом Карнапом и другими, которые в совокупности были известны как:
Der
Wiener Kreis — Венский кружок.
Sinn
und Bedeutung — смысл и значение.
Различие между этими понятиями было проведено Фреге, после чего оно стало одним из краеугольных камней современной философской логики.
Gesamtheit - совокупность. Характерное употребление
этого слова находим в афоризме Витгенштейна:
«Die Welt ist die Gesamtheit der Tatsachen, nicht der Dinge»
(«Мир — это совокупность фактов, а не вещей»).
Не следует путать со словом Gesundheit (здоровье).
Однако
говорить все время только на немецком
не рекомендуется, и потому надо овладеть (как
это ни трудно) базовой философской терминологией
на своем родном языке.
Логика — слово очень распространенное и
полезное. Оно означает, во-первых, определенную систему рассуждений (как,
например, в аристотелевой силлогистике),
а во-вторых, в более широком смысле —
аргументированность того или иного рассуждения
или действия. Если, например, на вас
вдруг набрасывается с кулаками
орава совершенно незнакомых вам людей,
спросите их: «В чем логика вашего поведения?»
Может быть, они прислушаются к вашему
аргументу.
Аргумент — в философии означает логичное и убедительное изложение своей точки зрения. В жизни часто принимает форму кнута или пряника и не требует обстоятельного изложения, но
действует не менее убедительно. Аргументы могут
быть истинными или ложными, обоснованными
или необоснованными. Аргумент обоснован,
когда он состоит из посылок, связанных друг
с другом таким образом, что если они истинны, то приводят к истинному заключению. Аргумент истинней только в том случае, если все со ставляющие его посылки истинны и он к тому же обоснован (что обеспечивает истинность заключения).
Согласованность — очень важный момент во
всяком диспуте. Два или несколько утверждений
несогласованы, если они не могут быть истинными
одновременно. Обязательно подчеркивайте
несогласованность в чужих утверждениях,
как только заметите ее, и не давайте другим
заметить ее в ваших.
Предложения (в логическом позитивизме) — обыкновенные фразы, которые могут быть истинными или ложными, например: «Президент Буш — это хомяк».
Если следовать этому
принципу, то получается, что фраза «Не
хотите ли вы зайти ко мне домой и
взглянуть на мою коллекцию античных
сыров?» — это не предложение. Атомарные
предложения — это базисные языковые конструкции,
в которых что-нибудь утверждается.
Поэтому, как считал Ранний (но, разумеется,
не Поздний) Витгенштейн, они служат фундаментом языка.
«Влечение»
— связь между посылкой истинного или ложного
аргумента и сделанным на ее основе
заключением. Если, например, говорят, что х
влечет за собой у, то это значит, что у следует из х. Последний вариант звучит, конечно,
естественнее, но первый — более интригующе.
Условные предложения — обещания, начинающиеся
с «если». Один из основных элементов общения
логических позитивистов.
Контрафактные (противоречащие действительности)
предложения — разновидность условных предложений, в которых условие заведомо
противоречит фактам: «Если бы у свиней были
крылья, то все свинопасы были бы ангелами».
Поскольку в этих предложениях трудно
проанализировать условия истинности, над
ними любят ломать голову логические позитивисты.
Для знатоков они тоже очень полезны. Вместо
того чтобы сказать: «Я этого не понимаю»,
скажите: «Я не уверен, можно ли интерпретировать
этот контрафакт». Некоторые, в основном те
люди, которые хотят показать, что знакомы с
латинской грамматикой, называют их
«сослагательно-условными предложениями».
Условия истинности — ясно само собой: условия, при которых что-то истинно. На практике же с этим всегда связана куча всяких неясностей.
Тривиальность — не характерная черта всей философии, как вы можете опрометчиво подумать, а одно из понятий логики. Когда говорят, что нечто тривиально истинно, это значит, что истинность этого нечто естественным образом, без каких-либо логических операций, следует из какого-то другого нечто. Просто удивительно, до какого состояния можно довести абсолютно уравновешенного логического позитивиста предложением типа: «Да, это истинно так, но только тривиально истинно».
Рациональное — 1) разумное, логичное; 2)
(в математике) — число, которое можно выразить
как функцию двух других чисел; 3) все, что вы делаете.
Иррациональное — 1) неразумное, нелогичное; 2) (в математике) — число, которое нельзя выразить как функцию двух других чисел; 3) все, что делают другие.
Аналитическое и
синтетическое — различие, проведенное Кантом между двумя типами суждений. Аналитическое суждение — такое, истинность которого вытекает из значения образующих
его слов, она не зависит от нашего опыта и
знания («Все холостяки неженаты»). Истинность же синтетического суждения
(«Пингвины не выступают на оперной сцене»)
зависит от обстоятельств (может быть,
кого-то из пингвинов и вытаскивали на
сцену — просто мы об этом не знаем).
Одна из величайших трагедий человечества
в том, что от аналитических суждений, столь
надежных и несомненных, нам нет никакой
пользы, в то время как синтетические суждения вполне можно было бы употребить с пользой, но они очень
ненадежны. Правда, сам Кант с этим был
несогласен и полагал, что существуют априорные истины (см. ниже) — например, в
геометрии. Но, к сожалению, он
ошибался.
А рriori и а роsteriori
— аналогичное кантовское различие между
вещами: теми, которые известны
независимо от опыта, и теми, которые познаются на собственном горьком опыте.
Необходимое и случайное — необходимые истины — это те, которые не могут быть не тем, чем они являются, случайные — вполне могут. Так, например, фраза «Бэтмен — герой» случайная истина, а «Бзтмен — это Бэтмен» — необходимая (как видим, необходимые истины
бывают не слишком лестными). Американцы
сказали бы, что необходимые истины — те, которые истинны во всех возможных мирах (см. ниже).
Возможные
миры — затейливое
изобретение фантазирующих философов вроде Лейбница, сказавшего, что наш мир — лучший из всех возможных миров. Люди, не согласные с Лейбницем, надеются, что возможные миры действительно могут существовать, но, к сожалению, пока их надежды не оправдываются. Реалисты (см. ниже) вроде американца Дэвида Льюиса
полагают, что действительно существует бесконечное множество возможных миров, и они не менее реальны (хотя менее действительны), чем наш. Эта мысль может во многих случаях служить утешением — достаточно представить себе миры, где ты богат, красив и
счастлив.
Идеализм — философская концепция, которая не подразумевает веры в Братство Всех Людей или заботы о пропитании тюленьих детенышей в Гренландии (как и заботы о пропитании французских киноактрис, озабоченных пропитанием тюленьих детенышей в Гренландии), а подразумевает, согласно Джорджу Беркли, что весь внешний мир существует только в наших ощущениях. Идеалисты пережили немало трудностей, пытаясь донести эту точку зрения до широких масс: положение же усугублялось тем, что они при этом утверждали, будто не имеют в виду, что окружающий нас мир иллюзорен. Похоже, однако, что это все-таки
онтологический вопрос, а не эпистемологический.
Реализм — направление, противоположное идеализму
и утверждающее, что вещи существуют сами по себе, а не только тогда, когда мы на них смотрим. Вместе с тем философский реализм — понятие очень многозначное и потому довольно расплывчатое. В философии науки он подразумевает, что научные законы вскрывают реальные отношения, существующие в материальном мире. Его оппонентом выступает инструментализм, согласно
которому законы просто служат прогностическими моделями. Еще одну разновидность изобрел Патнем и назвал ее
«внутренним реализмом». По Патнему, не существует «мира, готового к употреблению» (запомните это полезное выражение), но вместе с тем
все не так уж безнадежно субъективно (пожалуй, это оптимальный вариант: и волки сыты, и овцы целы). Патнем уверяет, что на
это открытие его вдохновил Кант.
Наверное, именно по этой причине оно плохо
поддается уразумению, но зато наилучшим
образом соответствует устремлениям знатока.
Номинализм — точка зрения, согласно которой универсалии (т. е. самые общие идеи — например, «кошка», «стол») не встречаются в
нашем мире сами по себе, а только в виде совокупности
отдельных проявлений идей (иначе
говоря, столов и кошек на них). Реалисты
(те, которые
воюют с номиналистами, а не с идеалистами или инструменталистами — то есть особая категория)
придерживаются противоположного взгляда: все общие понятия где-то реально существуют, и именно они обеспечивают нашу способность
отличить кошку от стола как представителей разных универсалий. В этом смысле (но ни в каком другом) и Платон был реалистом.
Семантика — одна из дисциплин о знаковых системах,
которую не следует путать (особенно когда имеешь
дело со специалистами по информатике)
с синтактикой (т. е. изучением синтаксиса).
Семантика придает смысл и значение всем
знакам, которые вы пишете; она связана с
теорией смысла. Синтактика же просто говорит о том, в каком порядке эти знаки
надо связать друг с другом. Зная
синтактику, можно расставить все
слова и фразы по своим местам, не
вникая в их смысл, чем, собственно говоря, и занимается истинный знаток. Он умеет, как сказал бы Поздний (но, разумеется, не Ранний) Витгенштейн,
манипулировать терминами, но при этом не имеет ни малейшего представления,
что все это значит.
Родившись
в 1957 году в Лагосе (в связи с особенностями
налогообложения), Джим Хэнкинсон с
младенческого возраста стал проявлять крайне
любознательный ум, задавая бесконечные
вопросы (чаще всего неуместные); уже тогда
многие предрекали ему карьеру философа,
некоторые, правда, — раннюю смерть.
Школьные учителя считали, что он раза
в полтора умнее, чем нужно; к настоящему моменту
ему удалось снизить свой коэффициент
умственного развития с помощью алкогольных
препаратов, и он всего лишь на десять процентов
умнее, чем нужно.
Студенческие
годы он провел на крикетных площадках
Бейллиол-колледжа в Оксфорде, где быстро
постиг, сколь трудно добиться непринужденного
превосходства над другими и сколько
усилий надо приложить, чтобы тратить
время впустую и жить беспечно.
Получив, ко
всеобщему изумлению, степень бакалавра первого класса, он какое-то время был занят, с полной нагрузкой, принятием солнечных ванн на пляжах Крита, после чего
вернулся в Англию и защитил в Королевском
колледже Кембриджа докторскую диссертацию
по философии, причем специально избрал
такую туманную тему, что оппонировать
ему всерьез никто не мог. Пожиная плоды своей ловкой политики, он стал читать лекции в разных университетах
Британии, США и Канады, переезжая все
время с места на место с таким
расчетом, чтобы налоговая инспекция не
успела наложить лапу на его доходы.
Джим Хэнкинсон
очень требовательно относится к себе и соблюдает строгий
режим, работая ежедневно не менее пяти
минут. Когда у него остается
свободное время, он посвящает его европейскому кино, пивоварению и
крайне причудливым и несбыточным фантазиям, в которых заочно участвует Катрин Денев.
[1] Stagger – шататься, колебаться (англ.)
[2] «Силы» (греч.) от Силен: сборники стихов-насмешек. Созвучно с английским ‘silliness’ – глупость.
[3] Это утверждение, неправдоподобное в применении к дурному запаху изо рта или к маленьким детям, становится более правдоподобным, если рассматриваемый предмет хорош во всех других отношениях. — Примеч. автора.
[4] Дж. М. Хопкинс (1844-1889) — английский поэт, католический священник.
[5] «Рассуждение о методе» (фр.).
[6] «Размышления» (лат.).
[7] Apophthegma – краткое, меткое высказывание (др.-греч.).
[8] Коул Портер (1893-1964) – американский композитор, автор множества известных мюзиклов и песен.
[9] «Занимайся любовью, а не войной» (англ.)
[10] Гарри Белафонте (р. 1921) – американский киноактер и певец, автор популярных лирических баллад.