начало
Машкина библиотека
в приёмную!..
Hosted by uCoz

 

 

ГЛОССАРИЙ

Золотое правило знатока: высказывание всегда выигрывает, если оно произнесено на непонятном слушателям языке. Почему-то это особенно справедливо в отношении немецкого языка. Примеры:

Zeitgeist — дух времени, общепринятая точка зрения, которая превалирует в определенный момент времени (если вообще какая-нибудь превалирует).

Weltanschauung — мировоззрение. Вставляя в свою речь время от времени это слово, вы произведете на слушателей большое впечатление: «Такие вещи способны перевернуть весь Weltanschauung».

Erkenntnis — знание; кроме того, название журнала, выпускавшегося в Вене логическими позитивистами Отто Нейратом, Карлом Гемпелем, Рудольфом Карнапом и другими, которые в совокупности были известны как:

Der Wiener Kreis — Венский кружок.

Sinn und Bedeutung — смысл и значение. Различие между этими понятиями было проведено Фреге, после чего оно стало одним из краеугольных камней современной философской логики.

Gesamtheit - совокупность. Характерное употребление этого слова находим в афоризме Витгенштейна: «Die Welt ist die Gesamtheit der Tatsachen, nicht der Dinge» («Мир — это совокупность фактов, а не вещей»). Не следует путать со словом Gesundheit (здоровье).

Однако говорить все время только на немецком не рекомендуется, и потому надо овладеть (как это ни трудно) базовой философской терминологией на своем родном языке.

Логика — слово очень распространенное и полезное. Оно означает, во-первых, определенную систему рассуждений (как, например, в аристотелевой силлогистике), а во-вторых, в более широком смысле — аргументированность того или иного рассуждения или действия. Если, например, на вас вдруг набрасывается с кулаками орава совершенно незнакомых вам людей, спросите их: «В чем логика вашего поведения?» Может быть, они прислушаются к вашему аргументу.

Аргумент — в философии означает логичное и убедительное изложение своей точки зрения. В жизни часто принимает форму кнута или пряника и не требует обстоятельного изложения, но действует не менее убедительно. Аргументы могут быть истинными или ложными, обоснованными или необоснованными. Аргумент обоснован, когда он состоит из посылок, связанных друг с другом таким образом, что если они истинны, то приводят к истинному заключению. Аргумент истинней только в том случае, если все со ставляющие его посылки истинны и он к тому же обоснован (что обеспечивает истинность заключения).

Согласованность — очень важный момент во всяком диспуте. Два или несколько утверждений несогласованы, если они не могут быть истинными одновременно. Обязательно подчеркивайте несогласованность в чужих утверждениях, как только заметите ее, и не давайте другим заметить ее в ваших.

Предложения (в логическом позитивиз­ме) — обыкновенные фразы, которые могут быть истинными или ложными, например: «Президент Буш — это хомяк».

Если следовать этому принципу, то получается, что фраза «Не хотите ли вы зайти ко мне домой и взглянуть на мою коллекцию античных сыров?» — это не предложение. Атомарные предложения — это базисные языковые конструкции, в которых что-нибудь утверждается. Поэтому, как считал Ранний (но, разумеется, не Поздний) Витгенштейн, они служат фундаментом языка.

«Влечение» — связь между посылкой истинного или ложного аргумента и сделанным на ее основе заключением. Если, например, говорят, что х влечет за собой у, то это значит, что у следует из х. Последний вариант звучит, конечно, естественнее, но первый — более интригующе.

Условные предложения — обещания, начинающиеся с «если». Один из основных элементов общения логических позитивистов.

Контрафактные (противоречащие действительности) предложения — разновидность условных предложений, в которых условие заведомо противоречит фактам: «Если бы у свиней были крылья, то все свинопасы были бы ангелами». Поскольку в этих предложениях трудно проанализировать условия истинности, над ними любят ломать голову логические позитивисты. Для знатоков они тоже очень полезны. Вместо того чтобы сказать: «Я этого не понимаю», скажите: «Я не уверен, можно ли интерпретировать этот контрафакт». Некоторые, в основном те люди, которые хотят показать, что знакомы с латинской грамматикой, называют их «сослагательно-условными предложениями».

Условия истинности — ясно само собой: условия, при которых что-то истинно. На практике же с этим всегда связана куча всяких неясностей.

Тривиальность — не характерная черта всей философии, как вы можете опрометчиво подумать, а одно из понятий логики. Когда говорят, что нечто тривиально истинно, это значит, что истинность этого нечто естественным образом, без каких-либо логических операций, следует из какого-то другого нечто. Просто удивитель­но, до какого состояния можно довести абсолютно уравновешенного логического позитиви­ста предложением типа: «Да, это истинно так, но только тривиально истинно».

Рациональное — 1) разумное, логичное; 2) (в математике) — число, которое можно выразить как функцию двух других чисел; 3) все, что вы делаете.

Иррациональное — 1) неразумное, нелогичное; 2) (в математике) — число, которое нельзя выразить как функцию двух других чисел; 3) все, что делают другие.

Аналитическое и синтетическое — различие, проведенное Кантом между двумя типами суждений. Аналитическое суждение — такое, истинность которого вытекает из значения образующих его слов, она не зависит от нашего опыта и знания («Все холостяки неженаты»). Истинность же синтетического суждения («Пингвины не выступают на оперной сцене») зависит от обстоятельств (может быть, кого-то из пингвинов и вытаскивали на сцену — просто мы об этом не знаем). Одна из величайших трагедий человечества в том, что от аналитических суждений, столь надежных и несомненных, нам нет никакой пользы, в то время как синтетические суждения вполне можно было бы употребить с пользой, но они очень ненадежны. Правда, сам Кант с этим был несогласен и полагал, что существуют априорные истины (см. ниже) — например, в геометрии. Но, к сожалению, он ошибался.

А рriori и а роsteriori — аналогичное кантовское различие между вещами: теми, которые известны независимо от опыта, и теми, которые познаются на собственном горьком опыте.

Необходимое и случайное — необходимые истины — это те, которые не могут быть не тем, чем они являются, случайные — вполне могут. Так, например, фраза «Бэтмен — герой» случайная истина, а «Бзтмен — это Бэтмен» — необходимая (как видим, необходимые истины бывают не слишком лестными). Американ­цы сказали бы, что необходимые истины — те, которые истинны во всех возможных мирах (см. ниже).

Возможные миры — затейливое изобретение фантазирующих философов вроде Лейбница, сказавшего, что наш мир — лучший из всех возможных миров. Люди, не согласные с Лейбницем, надеются, что возможные миры действительно могут существовать, но, к сожалению, пока их надежды не оправдываются. Реалисты (см. ниже) вроде американца Дэвида Льюиса полагают, что действительно существует бесконечное множество возможных миров, и они не менее реальны (хотя менее действительны), чем наш. Эта мысль может во многих случаях служить утешением — достаточно представить себе миры, где ты богат, красив и счастлив.

Идеализм — философская концепция, которая не подразумевает веры в Братство Всех Людей или заботы о пропитании тюленьих детенышей в Гренландии (как и заботы о пропитании французских киноактрис, озабоченных пропитанием тюленьих детенышей в Гренландии), а подразумевает, согласно Джорджу Беркли, что весь внешний мир существует только в наших ощущениях. Идеалисты пережили немало трудностей, пытаясь донести эту точку зрения до широких масс: положение же усугублялось тем, что они при этом утверждали, будто не имеют в виду, что окружающий нас мир иллюзорен. Похоже, однако, что это все-таки онтологический вопрос, а не эпистемологический.

Реализм — направление, противоположное идеализму и утверждающее, что вещи существуют сами по себе, а не только тогда, когда мы на них смотрим. Вместе с тем философский реализм — понятие очень многозначное и потому довольно расплывчатое. В философии науки он подразумевает, что научные законы вскрывают реальные отношения, существующие в материальном мире. Его оппонентом выступает инструментализм, согласно которому законы просто служат прогностическими моделями. Еще одну разновидность изобрел Патнем и назвал ее «внутренним реализмом». По Патнему, не существует «мира, готового к употреблению» (запомните это полезное выражение), но вместе с тем все не так уж безнадежно субъективно (пожалуй, это оптимальный вариант: и волки сыты, и овцы целы). Патнем уверяет, что на это открытие его вдохновил Кант. Наверное, именно по этой причине оно плохо поддается уразумению, но зато наилучшим образом соответствует устремлениям знатока.

Номинализм — точка зрения, согласно которой универсалии (т. е. самые общие идеи — например, «кошка», «стол») не встречаются в нашем мире сами по себе, а только в виде совокупности отдельных проявлений идей (иначе говоря, столов и кошек на них). Реалисты (те, которые воюют с номиналистами, а не с идеалистами или инструменталистами — то есть особая категория) придерживаются противоположного взгляда: все общие понятия где-то реально существуют, и именно они обеспечивают нашу способность отличить кошку от стола как представителей разных универсалий. В этом смысле (но ни в каком другом) и Платон был реалистом.

Семантика — одна из дисциплин о знаковых системах, которую не следует путать (особенно когда имеешь дело со специалистами по информатике) с синтактикой (т. е. изучением синтаксиса). Семантика придает смысл и значение всем знакам, которые вы пишете; она связана с теорией смысла. Синтактика же просто говорит о том, в каком порядке эти знаки надо связать друг с другом. Зная синтактику, можно расставить все слова и фразы по своим местам, не вникая в их смысл, чем, собственно говоря, и занимается истинный знаток. Он умеет, как сказал бы Поздний (но, разумеется, не Ранний) Витгенштейн,   манипулировать  терминами, но при этом не имеет ни малейшего представле­ния, что все это значит.

 

ОБ АВТОРЕ

Родившись в 1957 году в Лагосе (в связи с особенностями налогообложения), Джим Хэнкинсон с младенческого возраста стал проявлять крайне любознательный ум, задавая бесконечные вопросы (чаще всего неуместные); уже тогда многие предрекали ему карье­ру философа, некоторые, правда, — раннюю смерть. Школьные учителя считали, что он ра­за в полтора умнее, чем нужно; к настоящему моменту ему удалось снизить свой коэффици­ент умственного развития с помощью алкогольных препаратов, и он всего лишь на десять процентов умнее, чем нужно.

Студенческие годы он провел на крикетных площадках Бейллиол-колледжа в Оксфорде, где быстро постиг, сколь трудно добиться непринужденного превосходства над другими и сколько усилий надо приложить, чтобы тратить время впустую и жить беспечно.

Получив, ко всеобщему изумлению, степень бакалавра первого класса, он какое-то время был занят, с полной нагрузкой, принятием солнечных ванн на пляжах Крита, после чего вернулся в Англию и защитил в Королевском колледже Кембриджа докторскую диссертацию по философии, причем специально избрал такую туманную тему, что оппонировать ему всерьез никто не мог. Пожиная плоды своей ловкой политики, он стал читать лекции в разных университетах Британии, США и Канады, переезжая все время с места на место с таким расчетом, чтобы налоговая инспекция не успела наложить лапу на его доходы.

Джим Хэнкинсон очень требовательно относится к себе и соблюдает строгий режим, работая ежедневно не менее пяти минут. Когда у него остается свободное время, он посвящает его европейскому кино, пивоварению и крайне причудливым и несбыточным фантазиям, в которых заочно участвует Катрин Денев.



[1] Stagger – шататься, колебаться (англ.)

[2] «Силы» (греч.) от Силен: сборники стихов-насмешек. Созвучно с английским ‘silliness’ – глупость.

[3] Это утверждение, неправдоподобное в применении к дурному запаху изо рта или к маленьким детям, становится более правдоподобным, если рассматриваемый предмет хорош во всех других отношениях. — Примеч. автора.

[4] Дж. М. Хопкинс (1844-1889) — английский поэт, католический священник.

[5] «Рассуждение о методе» (фр.).

[6] «Размышления» (лат.).

[7] Apophthegma – краткое, меткое высказывание (др.-греч.).

[8] Коул Портер (1893-1964) – американский композитор, автор множества известных мюзиклов и песен.

[9] «Занимайся любовью, а не войной» (англ.)

[10] Гарри Белафонте (р. 1921) – американский киноактер и певец, автор популярных лирических баллад.



начало
Машкина библиотека
в приёмную!..
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz